На днях в ряде СМИ прошла информация о том, что один из отрядов Антитеррористического центра (АТЦ) Чечни в начале марта в полном составе и с оружием перешел на сторону боевиков. По разным данным, численность перебежчиков составляет от 40 до 100 человек.
Президент Чечни Алу Алханов и премьер-министр республики Рамзан Кадыров эту информацию категорически опровергли. А главком Внутренних войск (ВВ) МВД РФ генерал-полковник Николай Рогожкин, выступая накануне 195-летнего юбилея ВВ страны, заявил, что как такового АТЦ Чечни сейчас вообще не существует, так как на его основе формируются два батальона «Север» и «Юг» общей численностью 1200 человек. Он подтвердил информацию о том, что в составе батальонов служат бывшие боевики, но полностью уверен, что они не совершат предательства и «не повернут оружие против федеральной власти». Такую уверенность генералу дает то обстоятельство, что вся служебная деятельность чеченских батальонов будет контролироваться военными комендатурами, а также офицерами и прапорщиками, которые никогда не воевали против федеральных сил. Сейчас эти руководители создаваемых батальонов, по словам Рогожкина, проходят «сборовые мероприятия во Владикавказском институте» (имеется в виду Владикавказский институт ВВ МВД РФ).
Между тем, похоже, федеральные власти все же озабочены качественным составом местной милиции. Формально, конечно же, никто из представителей федерального Центра никакого недоверия чеченским военнослужащим и чиновникам не высказывает. Однако заместитель главы МВД РФ генерал-полковник милиции Аркадий Еделев, который в настоящий момент возглавляет Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, обращает внимание на то, что «руководителями незаконных вооруженных формирований не без участия советников из-за рубежа принята к проработке доктрина достижения своих преступных замыслов так называемым мирным путем. В итоге резко возросло число попыток внедрения тайных противников законной власти практически во все уровни управления, в том числе в силовые структуры». В этих условиях, конечно же, будет меняться и тактика действий федеральных сил. Здесь большее внимание теперь придается оперативно-разыскной работе с опорой на местные правоохранительные органы и военные комендатуры, а также на формируемые батальоны «Север» и «Юг», в которых на контрактной основе будут служить чеченцы.
Судя по всему, группировка федеральных сил в Чечне пока сокращаться не будет. Вчера Николай Рогожкин заявил, что угроза проявлений терроризма в Чечне «пока полностью не снята. Поэтому формат структуры и численности группировки войск в регионе остается прежним». Это, видимо, связано с тем, что обстановка в республике и на приграничных с нею территориях остается сложной. Так, по данным Антивоенного клуба, который регулярно проводит мониторинг событий на Северном Кавказе, за прошедшую неделю в ходе боестолкновений и диверсионных актов в Чечне и Дагестане погибло не менее 8 человек и не менее 19 было ранено. На предыдущей неделе, по данным Антивоенного клуба, на Северном Кавказе в результате боев и диверсионных актов погибло не менее 7 человек и 11 получили ранения.
Между тем, как считает Алу Алханов, правоохранительные органы республики и федеральные силы полностью контролируют ситуацию в республике. А по словам Рамзана Кадырова, в республике полностью устранены все причины, которые могли бы привести к возникновению новых очагов напряженности. «Я со всей ответственностью заявляю, что на территории Чеченской Республики впредь никогда никаких вооруженных конфликтов не будет», – заявил он на днях в Грозном.
При этом чеченские руководители отмечают, что в скором времени в Чечне все же начнется дальнейшее сокращение войск, поскольку, по словам Алу Алханова, «правоохранительные структуры республики на сегодняшний день выполняют практически все функции по охране правопорядка». Похоже, местные власти и федеральные военные структуры расходятся в оценке ситуации в Чечне.