Итоги первой прокурорской пятилетки

В среду, 13 апреля, Совет Федерации выразил полное доверие генеральному прокурору Владимиру Устинову, почти единогласно проголосовав за продление его полномочий еще на пять лет. Вслед за Владимиром Путиным глава основного российского карательного органа иллюстрирует собой следующий принцип: лучшие люди, отвечающие задачам нашего государства, должны находиться на своих постах как можно дольше. Президент, предложивший пять лет назад кандидатуру Устинова на должность генпрокурора, нашел в своем протеже незаменимого союзника во всех кремлевских начинаниях.

С другой стороны, в последнее время Генпрокуратура едва справляется — вера в ее всемогущую власть настолько укрепилась в гражданах, что они посылают туда запросы по любому поводу: будь то опасение, что евреи захватят их родину, или никого уже не удивляющее недостойное поведение лидера ЛДПР. Может быть, причина в том, что за время «прокурорствования» Владимира Устинова (как он сам называет свое основное занятие), его ведомство отметилось во всех громких делах российской политической жизни. Тут и борьба с олигархами, и война с коррупцией, и расправа над чеченскими террористами, и финансовые аферы. Рвение Владимира Васильевича даже принесло ему однажды титул «Человека года».

Вот перечень самых ярких побед и поражений Владимира Устинова и его подчиненных за последние пять лет:

Взрывы домов в Москве и Волгодонске

В результате взрывов жилых домов в Москве на улице Гурьянова и Каширском шоссе 8 и 13 сентября 1999 года и в Волгодонске 16 сентября 1999 года погибли 243 человека. В уголовном деле зарегистрирован 1831 пострадавший. В апреле 2003 года Генпрокуратура завершила расследование уголовного дела о взрывах домов. Организаторами взрывов были признаны арабские наемники Хаттаб и Абу аль-Валид — оба были убиты в Чечне (Хаттаб до завершения расследования, аль-Валид — позже). Помимо них причастными к организации и совершению терактов названы Ачимез Гочияев (считается непосредственным руководителем операции, объявлен в международный розыск), Хаким Абаев, Денис Сайтаков, Заур и Тимур Батчаевы, Равиль Ахмяров, Юсуф Крымшамхалов и Адам Деккушев. Задержать удалось только последних двоих. Все остальные, кроме Гочияева, были уничтожены или погибли в разное время в Чечне и Грузии. Суд над Юсуфом Крымшамхаловым и Адамом Деккушевым, которые занимались доставкой взрывчатки к местам проведения терактов, начался в октябре 2003 года. В январе 2004 года они были признаны виновными в совершении актов терроризма, убийств с особой жестокостью, в участии в незаконных вооруженных формированиях, незаконном изготовлении, хранении и перевозке взрывчатых веществ, покушении на убийство и незаконном пересечении границы. Суд приговорил террористов к пожизненному заключению.

Погоня за Гусинским

13 июня 2000 года главу холдинга «Медиа-Мост» Гусинского арестовали по обвинению в хищении из госсобственности 10 миллионов долларов при приватизации петербургской компании «Русское видео». Через три дня бизнесмену удалось выйти на свободу, подписав в тюрьме соглашение о передаче группе «Газпром-Медиа» контрольного пакета акций холдинга «Медиа-Мост» в обмен на гарантии личной безопасности. Покинув Бутырскую тюрьму, Гусинский отказался выполнять условия соглашения и спешно отбыл в Испанию. Генпрокуратура возбудила против медиа-магната уголовное дело о выводе активов, и в декабре 2000 года он был арестован властями Испании на основании двустороннего соглашения с Россией. Однако испанский судья постановил, что основания, выдвинутые Россией для экстрадиции Гусинского, говорят о политических мотивах преследования бизнесмена. Гусинский покинул Испанию сразу же после того, как его выпустили из-под домашнего ареста. Следующий раунд противостояния Гусинского и Генпрокуратуры РФ начался в сентябре 2003 года, когда бизнесмен был задержан в аэропорту Афин. Однако и на этот раз суд отказал в экстрадиции Гусинского, и тот уехал в Тель-Авив. Сейчас бизнесмен проживает в Израиле и США.

Читайте также  Басаев, Масхадов и спор о бесланском теракте

Суд над Радуевым

13 марта 2000 года чеченский террорист Салман Радуев был задержан в Чечне, доставлен в Москву и помещен в СИЗО «Лефортово». В августе 2000 года уголовное дело Радуева передано из ФСБ в Главное управление Генпрокуратуры РФ по Северному Кавказу. Радуеву были предъявлены обвинения в терроризме, похищении людей и захвате заложников, убийстве с особой жестокостью, организации незаконного вооруженного формирования и участии в нем, бандитизме. В качестве государственного обвинителя на процессе по делу Радуева впервые в новейшей российской истории выступал генпрокурор, тогда уже Владимир Устинов. В декабре 2001 года Верховный суд Дагестана признал террориста виновным по всем статьям и приговорил его к пожизненному заключению. Через год Радуев умер в колонии города Соликамска. По официальным данным, причиной смерти стали геморрагический васкулит (воспаление стенок мелких кровеносных сосудов) неясного происхождения, множественные кровоизлияния во внутренние органы.

Гибель «Курска»

Атомная подводная лодка «Курск» затонула в августе 2000 года в Баренцевом море во время учений Северного флота. На борту подлодки находились 118 моряков, все они погибли. Расследование аварии «Курска» продолжалось два года. Следователи Главной военной прокуратуры так и не нашли виновных по этому делу, и оно было закрыто 26 июля 2002 года. Правительственная комиссия, изучавшая обстоятельства гибели «Курска», пришла к выводу, что на борту подлодки взорвалась неисправная торпеда. Владимир Устинов, который не смог обеспечить должного расследования, выпустил вместо этого в октябре 2004 года книгу «Вся правда о «Курске», где привел хронику событий и возможные причины происшедшего. Все поданные до настоящего времени иски родственников погибших моряков о возобновлении расследования были отклонены.

Растрата миллионов в МПС

В октябре 2001 года Генпрокуратура РФ по результатам проверки Счетной палаты возбудила уголовное дело против министра путей сообщения Николая Аксененко. К тому моменту, когда в октябре 2003 года дело было передано в суд, уже бывший глава МПС обвинялся в незаконной централизации выручки 17 железных дорог (квалифицировалось это как превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий), растрате этих средств (квалифицировалось как присвоение или растрата в крупном размере) и неуплате налогов его подчиненными. Еще в январе 2002 года Аксененко подал заявление об отставке, и Владимир Путин в тот же день его подписал. По другой информации, предложение об отставке министра внес премьер-министр Михаил Касьянов, встретившийся предварительно с Владимиром Устиновым.

Читайте также  ЭТА - уже не та...

«Газпром» против «СИБУРа»

7 января 2002 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело против нефтегазохимического концерна «СИБУР», контрольный пакет акций которого находился во владении ОАО «Газпром». Руководство газовой монополии обвинило топ-менеджеров «СИБУРа» в том, что они осуществили увод активов компании на сумму 2,6 миллиарда рублей. Обвинения в злоупотреблении служебным положением, хищении денежных средств, легализации преступных доходов и подделке документов были предъявлены президенту компании Якову Голдовскому и вице-президенту Евгению Кошицу. Последнему также инкриминировали пособничество боссу. Через девять месяцев оба были оправданы почти по всем пунктам обвинения, кроме первого, за который им полагалось по семь месяцев тюрьмы. В виду того, что эти месяцы Голдовский с Кошицем уже с лихвой отсидели, на этом для них все и закончилось. К этому времени «СИБУР» уже почти полностью находился под контролем «Газпрома».

Взятки от Тимошенко

30 июля 2001 года Главная военная прокуратура России возбудила уголовное дело против бывшего руководителя компании «Единые энергетические системы Украины» Юлии Тимошенко, которая с 1998 года полностью посвятила себя политике. Ей было предъявлено обвинение в организации дачи взяток сотрудникам Минобороны РФ. Ни на один вызов на допрос Тимошенко не отреагировала, поэтому в сентябре 2004 года суд выдал санкцию на ее арест. Тимошенко была объявлена в международный розыск. В декабре объявление о розыске украинской «железной леди» появилось на сайте «Интерпола», правда ненадолго. Вскоре в результате известных событий обвиняемая стала премьер-министром Украины, и местная Генпрокуратура, которая тоже имела к ней свои претензии, поспешила закрыть все уголовные дела. Российское же дело отправилось к следователям на доработку, а Устинов пообещал не арестовывать главу украинского правительства, если она решит посетить Россию. Однако незадолго до запланированного на 15 апреля приезда Тимошенко в Москву генпрокурор напомнил, что дело, тем не менее, все еще не закрыто. В результате обвиняемая решила не рисковать и поездку отменила.

«Дело ЮКОСа»

В июле 2003 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело о незаконной приватизации в 1994 году 20-процентного пакета акций ОАО «Апатит». По данному делу был задержан председатель совета директоров МФО «Менатеп» Платон Лебедев, а в ноябре того же года за ним в тюрьму последовал один из самых успешных российских олигархов, глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский. Им обоим были предъявлены обвинения по семи статьям, среди которых мошенничество в крупном размере, совершенное в составе организованной группы, присвоение чужого имущества, неисполнение решения суда, а также уклонение от уплаты налогов. 27 апреля Мещанский суд Москвы должен, наконец, вынести Ходорковскому и Лебедеву приговор. Все время, пока продолжается процесс, они оба находятся в СИЗО. За полтора года Ходорковский успел освободить кресло главы компании и передать свои акции партнеру по бизнесу Леониду Невзлину. Тот, в свою очередь, считается заказчиком убийств, за которые в конце марта на 20 лет колонии строгого режима был осужден начальник отдела службы безопасности «ЮКОСа» Алексей Пичугин. Однако пока Невзлин находится в Израиле, он, как и Гусинский, для Генпрокуратуры недосягаем.

Читайте также  Стоит ли ждать новых атак на Нальчик

Самосуд Буданова

В конце марта 2000 года Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело против командира 160-ого танкового полка, дислоцированного в Чечне, полковника Юрия Буданова по факту убийства 17-летней чеченки Эльзы Кунгаевой. Согласно материалам дела, 27 марта полковник забрал ее из дома в чеченском селении Танги и во время допроса задушил. По словам обвиняемого, он выбивал из Кунгаевой признание в том, что она была снайпером. Полковнику были предъявлены обвинения в убийстве и превышении должностных полномочий. Суд над Будановым продолжался до июля 2003 года, за это время он был признан невменяемым, а после официально снова обрел нормальное психическое состояние. В результате Буданов был приговорен к 10 годам лишения свободы с лишением наград и воинского звания. В конце 2004 года Буданова чуть не помиловали, однако, когда его ходатайство оставалось подписать только президенту, заключенный отказался выходить из тюрьмы, сославшись на общественный прессинг.

Борьба с Лондоном

Борис Березовский, Юлий Дубов, Александр Литвиненко, Ахмед Закаев — все эти люди скрываются от российского правосудия, олицетворяемого Генпрокуратурой, в столице Великобритании. Все они имеют статус политических беженцев. Пионером переселения на берега Туманного Альбиона стал бывший подполковник ФСБ России Литвиненко, который обвиняется на родине в превышении должностных полномочий с применением оружия, служебном подлоге, хищении либо вымогательстве оружия, а также незаконном приобретении, хранении и перевозке оружия. Спасаясь, по его словам, от российских спецслужб, которые он сам обвинил во взрывах домов и желании ликвидировать Березовского, Литвиненко прибыл в Лондон в ноябре 2000 года, а в мае 2001-го получил там политическое убежище. За ним последовали Березовский и Дубов — бывшие первые лица компании «ЛогоВАЗ», которых Генпрокуратура обвиняет в хищении в особо крупных размерах путем мошенничества. В декабре 2002 года в Лондон прибыл Ахмед Закаев, бывший чеченский полевой командир и эмиссар Аслана Масхадова, которого Россия обвиняет по десяти статьям, в том числе в убийствах, бандитизме и захвате заложников. Березовский и Дубов получили убежище в стране еще до того, как суд принял решение по запросу российской Генпрокуратуры об экстрадиции. Что касается Закаева, то британские судьи успели отказать российским органам до того, как он был объявлен беженцем.

Программа максимум

И все равно работы у генпрокурора не убавляется. Выступая перед сенаторами, еще до голосования, Владимир Устинов подчеркнул, что задач у Генпрокуратуры еще много — и преступность высокая, и за соблюдением прав человека надо наблюдать, и даже за экологией! Намерен взяться Устинов и за моральный облик собственных сотрудников. В стенах здания на Большой Дмитровке планируется устроить помещения, «где работники прокуратуры могут посвятить время духовным аспектам, в том числе, провести религиозные обряды». Как относятся подчиненные Устинова к подобной опеке, неизвестно. А вот сенаторы работой генпрокурора явно остались довольны.

Юридическая защита иностранца во Франции

WildWeb

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика