Утром 28 июля в центральном районе Махачкалы спецназовцы взяли штурмом жилой дом. Сообщалось, что в этом здании — доме 22а по улице Мира — засели экстремисты. По данным МВД республики, эти люди входили в группировку «Шариат», еще недавно возглавляемую Расулом Макашариповым. Сам Макашарипов был уничтожен в начале июля 2005 года, и тоже в Махачкале.
Операцию по ликвидации экстремистов проводили собровцы дагестанского Управления по борьбе с организованной преступностью. Рано утром они окружили дом, в котором, по данным информагентств, укрылись четверо боевиков. Затем, по сообщению телеканала НТВ, стали стучаться к экстремистам, а после попытались войти. Этого боевики вынести уже не смогли и прямо сквозь дверь открыли по милиционерам огонь.
По словам представителя МВД Дагестана, находившегося на месте событий, операция по ликвидации «была плановой». И действительно, этот метод ликвидации групп боевиков — штурм жилого дома — уже не раз использовался в столице Дагестана. Иногда — как в середине января 2005 года — для этого применялась даже тяжелая техника.
Но на сей раз эту технику применять не пришлось. По словам представителя республиканского МВД, информацию о наличии в доме боевиков правоохранительные органы получили заранее по оперативным каналам, так что дом был блокирован еще рано утром. А как сообщил телеканал НТВ, перед началом того, что официальные лица деликатно называли «активной фазы операции», жители ближайших домов были эвакуированы. Равно как и дети из соседнего детсада.
Картину плановой и продуманной операции по-своему дополняют заявления жителей окрестных домов. Эти люди никуда так и не были эвакуированы и рассказывали, как услышали рядом стрельбу из автоматов, а потом и три взрыва. А те, кто находился на улице, заявляли, будто со стороны дома 22а кто-то выбежал и, сев в ближайшую машину, уехал. НТВ не исключает, что то был просто зевака. Вполне возможно, что ему внезапно наскучило зрелище штурма.
Официально сведения о том, что кто-то из засевших в доме экстремистов скрылся, не были подтверждены. Равно как и информация о том, что кого-то из экстремистов удалось задержать. Сообщалось лишь, что были убиты трое боевиков. Из четверых, прятавшихся в доме. Во всяком случае, сообщений о том, что там их было четверо, не опровергали.
Зато вполне официально было заявлено, что акция в Махачкале была этапом проходящей по всему Дагестану масштабной операции по выявлению и ликвидации разветвленной террористической сети. Как заявил на пресс-конференции 28 июля в Махачкале заместитель министра МВД России Андрей Новиков, в ходе этой операции были задержаны около 150 преступников, в том числе и сообщников террористов.
Замминистра также поведал журналистам, что благодаря этому удалось предотвратить совершение крупного теракта в Москве. Сведений о том, каким должен был быть несостоявшийся теракт, в прессу не просочилось. Зато продолжают поступать сообщения, уточняющие ход событий в Махачкале.
Так, выясняется, что операция на улице Мира была «проведена умело, точечно» (так утверждают представители МВД Дагестана). Больше того, оказывается, здание не пострадало. Несмотря на три взрыва, которые якобы полностью разрушили пристройку к зданию.
Выясняется также, что в самом здании было обнаружено большое количество взрывчатки и оружия. И что в ходе спецоперации никто из сотрудников правоохранительных органов не погиб, но двое собровцев были ранены. А впрочем, как уточнили позже, одни все-таки умер. Но второй пока нет. И вообще, правоохранительные органы так этого не оставят: в связи с происшедшим было возбуждено уголовное дело, сразу по двум статьям Уголовного Кодекса России. Преступникам предстоит ответить за хранение оружия и за посягательство на жизнь сотрудников милиции.
Вот только кто за это будет отвечать — неизвестно. Не то ныне покойный организатор и вдохновитель «Шариата» Макашарипов, не то трое убитых в доме 22а предполагаемых ваххабитов. Или, возможно, тот четвертый, который то ли был, то ли вообще не был в доме, и сейчас ни жив ни мертв и пребывает невесть где.
Ну, или хотя бы их пособники! Ведь среди 150 задержанных в последнее время в Дагестане преступников оказались и пособники боевиков, в том числе — из рядов сотрудников правоохранительных органов! Да, очень может быть, по всем счетам заплатят именно «оборотни в погонах».
А на самый крайний случай у следствия еще остается Шамиль Басаев. Он с готовностью объявляет себя ответственным за любой громкий теракт. Или хотя бы за подготовку к нему. А чем хуже создание целой террористической сети?