Конституционный суд завершил вчера исследование ряда статей федеральных законов в связи с так называемым «делом Ульмана». Поводом для проверки послужили запрос президента Чечни Алу Алханова и жалоба жительницы республики Коки Тубуровой.
В своем обращении в КС они просили проверить, соответствуют ли Конституции положения ряда законов, позволивших Северокавказскому окружному военному суду рассматривать с участием присяжных заседателей из других регионов страны дело о расстреле российскими спецназовцами шестерых мирных жителей Чечни. Преступления, в которых обвиняли спецназовцев, были совершены на территории Чечни, а суд присяжных там начнет действовать только с января следующего года. Как утверждают в республике, этот юридический казус дает всего лишь возможность гражданам Чечни требовать честного правосудия.
В январе 2002 года разведгруппа под командованием капитана Эдуарда Ульмана на одной из горных дорог обстреляла «уазик», водитель которого не прореагировал на приказ остановиться. Сидевший в машине директор Нохчи-Келойской школы погиб, двое пассажиров получили ранения.
Как установило следствие, спецназовцы вывели из автобуса оставшихся и запросили по рации командование о дальнейших действиях. После того как поступил приказ уничтожить свидетелей расстрела, спецназовцы открыли по задержанным огонь. Между тем Северокавказский военный суд, основываясь на вердикте присяжных, дважды выносил оправдательный приговор по данному делу. Теперь граждане Чечни отправились на поиски справедливости в суд Конституционный.
«Что нам остается делать, когда убийц оправдывают, а между тем вся республика знает, что шесть мирных людей, среди которых была беременная женщина, расстреляли именно они?» — прокомментировал в беседе с «Газетой» мотивы обращения в КС помощник Алханова Саид-Магомед Исараев. По его словам, президент Чечни намерен поставить точку в череде «предвзятых судебных определений». «О каком налаживании мирных процессов мы можем говорить, если у чеченцев нет веры российскому судопроизводству?» — говорит Исараев.
Вчера в зале высокого суда свою позицию насчет законности высказали представитель президента Михаил Кротов, представитель Совета Федерации Юрий Шарандин и главный военный прокурор Александр Савенков. Как полагает последний, до 1 января 2007 года Северокавказскому военному суду надлежит рассматривать дела, подобные «делу Ульмана», исключительно в составе коллегии из трех профессиональных судей. Такого же мнения придерживается и зампред Верховного суда Алексей Шурыгин. По его словам, решение Северокавказского окружного военного суда рассматривать «дело Ульмана», основанное на вердикте присяжных из жителей других субъектов Федерации, противоречит общим принципам правосудия. Однако Михаил Кротов заметил, что «суд присяжных — это исключительное право обвиняемого, а не механизм обеспечения равного участия в судебном производстве населения».
Ожидается, что КС вынесет окончательное решение в марте. Если исход будет положительным для президента Чечни, то дело Ульмана будут рассматривать уже в третий раз.