ХАМАС: Пусть первым начнет Израиль

В пятницу в Москву прибывает делегация ХАМАС. После того, как Исламское движение сопротивления, известное под аббревиатурой ХАМАС, победило на январских выборах в Палестинской автономии, международное сообщество оказалось в двусмысленной ситуации. Ведь ранее США, Израиль и Евросоюз внесли ХАМАС в списки террористических организаций. С другой стороны, палестинский народ проголосовал за это движение, а выборы в Палестине были признаны честными и демократичными.

Россия предложила свой, почти сенсационный, выход из этой ситуации. Поскольку Россия официально не относит это движение к террористическим, президент Владимир Путин предложил дать ему шанс, пригласив его представителей в Москву. Стратегическая цель этой инициативы — мирные переговоры между израильтянами и палестинцами. Российская инициатива вызвала неоднозначную реакцию, а в Израиле, где смертники из ХАМАС не раз совершали теракты на улицах городов, так и вовсе раздражение. Разошлись в оценках этой идеи и страны-члены Евросоюза. Из 25 стран ЕС инициативу России поддержали Франция, Италия, Испания и Португалия.

Вчера ХАМАС окончательно определился с тем, кто возглавит делегацию во время визита в Москву. Это будет 50-летний Халед Машаль, руководитель Политбюро движения, живущий в Дамаске. Тот самый, которого агенты израильской спецслужбы Моссад пытались убить в 1997 году в Иордании, впрыснув яд в ухо прямо на улице. После скандала и вмешательства иорданского короля израильтяне, однако, доставили противоядие, и лидер ХАМАС выжил.

В делегации ХАМАС будет еще не менее пяти членов руководства. В Москве их примет глава МИД России Сергей Лавров, а также, по данным «Времени новостей», его заместитель Александр Салтанов и ряд депутатов Госдумы. Встреча с президентом Владимиром Путиным не запланирована. Вчера Халед МАШАЛЬ дал интервью обозревателю газеты «Время новостей» Елене СУПОНИНОЙ.

— Г-н Халед Машаль, делегацию возглавляемого вами движения пригласил в Москву президент России Владимир Путин. Но он, похоже, вас не примет. Готовятся лишь встречи в министерстве иностранных дел и в парламенте, хотя и на высоком уровне. Не разочарованы ли вы этим?

— Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного, мы счастливы, что посетим Москву по приглашению президента Путина. Это очень важная инициатива, а Россия играет важную роль в регионе. Движение ХАМАС сейчас — главная сила в Палестине. Что касается встреч, то программа утрясается. Нам, конечно, очень хотелось бы встретиться с президентом Путиным.

— То есть вы еще надеетесь на встречу с президентом Путиным?

— Да. Я не исключаю этого.

— Появилась информация, что в составе делегации будет и новый палестинский премьер, лидер избирательного списка ХАМАС Исмаил Хание. Это так?

— Состав делегации еще не определен. В нее, в любом случае, войдут те руководители нашего движения, которые приедут непосредственно из Палестины. В связи с этим возникают технические вопросы, мы будем их решать в два дня, оставшиеся до нашего приезда в Москву.

Читайте также  Террористы обнимут Царь-пушку

— Выехать из палестинской автономии они смогут? Ведь израильтяне, контролирующие границы, резко негативно относятся к вашему движению…

— Действует же еще и египетско-палестинский пограничный пункт Рафах на границе сектора Газа и Египта. Он работает под международным контролем. И никаких проблем с выездом палестинского руководства возникнуть не должно.

— Российская сторона, насколько мне известно, уже ознакомила вас с некоторыми своими идеями, которые будут обсуждаться в Москве. Ясно, что Россия предложит вашему движению пересмотреть радикальные позиции и отказаться от крайностей. Вы готовы к этому?

— Наш визит в Россию, равно как и в другие страны, не связан ни с какими условиями. Российское руководство вправе предлагать новые идеи, и мы с уважением относимся к этому. Но мы тоже изложим свои позиции. Сам по себе визит имеет целью начать диалог, ознакомить друг друга с этими политическими позициями. Мы хотели бы рассказать в Москве о новой ситуации в Палестине после нашей убедительной победы на парламентских выборах, о ходе формирования нами нового правительства. Так что цель — провести консультации и обменяться мнениями. Никакого давления не будет. И никаких условий никто никому не ставит.

— Москва была бы удовлетворена, если бы пришедшее к власти в Палестине движение ХАМАС признало все предыдущие мирные договоренности, подписанные с Израилем предыдущим палестинским руководством. В том числе мирные соглашения, разработанные в Осло и подписанные в Вашингтоне в 1993 году. Вы готовы признать эти соглашения? И готовы ли вы к принятию «Дорожной карты», международному плану урегулирования?

— Это рано обсуждать. Россия, конечно, вправе выдвинуть свои предложения. Мы не зашорены. Мы готовы обсуждать любые идеи. Но у нас тоже есть свое видение проблемы, о чем мы и расскажем российской стороне.

— А конкретнее? Что вы скажете российским партнерам?

— Нас выбрал палестинский народ, мы несем ответственность перед ним. И мы расскажем в Москве про чаяния и требования нашего народа. Еще мы предлагаем внимательно проанализировать текущую ситуацию и оценить то, что было сделано в предыдущие годы. Следующие шаги надо предпринимать с учетом этого опыта. Результаты, полученные на Ближнем Востоке к текущему моменту, подталкивают к тому, чтобы серьезно задуматься: разве нынешние механизмы урегулирования позволяют увидеть свет в конце туннеля? Разве они могут вывести из тупика? Или надо менять подходы?

— И все же, какой следующий шаг, на ваш взгляд, нужно сделать?

— Мне не хотелось бы сейчас вдаваться в подробности. Подробно мы обсудим это с российским руководством.

Читайте также  Захват премьера

— Премьер-министр Исмаил Хание на днях в интервью газете «Вашингтон пост» намекнул на возможность признания Израиля и мирных переговоров с ним, но в том случае, если еврейское государство согласится уйти с палестинских территорий, оккупированных в 1967 году. А потом он заявил, что его неправильно поняли. Так как обстоят дела на самом деле?

— Тема признания… Мы все — я, наш брат Исмаил Хание и другие — уже не раз объясняли, что это за пределами разумного — свести наисложнейшую длительную палестинскую проблему к только одному пункту: чтобы жертва признала оккупанта и убийцу. Это и несправедливо, и нелогично. Предыдущее палестинское руководство признало Израиль. И что? Каков результат? Разве что-то изменилось? Разве оккупация прекратилась? Разве Израиль изменил свою позицию? Почему международное сообщество не заставило израильтян прекратить оккупацию? Было бы ошибкой внушать, что проблема в том, признает ХАМАС или нет… Почему идет давление только на палестинцев? А израильтяне могут убивать нас, продолжать оккупацию и совершенно не признавать наши права?

Я вот что скажу всему международному сообществу: дайте нам обязательство Израиля об уходе к границам до войны 1967 года и признании прав палестинцев, включая право беженцев на возвращение и право на Иерусалим! И только потом требуйте от палестинцев аналогичной позиции! Весь мир знает, что проблема на самом деле в Израиле. Что это израильтяне путают все понятия, вместо оккупации говорят о «безопасности». Никакого мира и никакой безопасности не может быть в условиях оккупации. Нормальный подход — это не требовать от ХАМАС признания, а требовать от Израиля ухода с оккупированных палестинских земель. Только после этого можно будет говорить о позиции палестинцев и арабов в целом.

— Европейский союз решил все-таки выделить палестинской автономии для преодоления кризиса дополнительную помощь в размере 120 млн долларов. Вы как правящее движение принимаете эту помощь, но не реагируете на требования европейцев смягчить свои позиции. Нет ли здесь противоречия?

— Палестинский народ не может продавать свои законные требования. Тут не может быть торговли, мол, на одной чаше весов деньги нам, а на другой — наша родина и наши права. И все государства должны это понимать. Мы свободный, щедрый, благородный народ. Но у нас есть права. Такая помощь — тоже часть прав нашего народа как народа страдающего и живущего под оккупацией. Но эта гуманитарная помощь не должна обставляться какими-то условиями. Это неприемлемо. Если нам хотят помочь, то добро пожаловать. А если нет, то, что ж, палестинский народ может опираться еще и на арабскую помощь, на помощь мусульман, на помощь друзей. А если нам не будут мешать, то мы можем опираться и на свои силы, мы займемся развитием нашей экономики. Хватит уже сделок, где товаром были бы наши права. Что, мало таких сделок было в прошлые годы? А то требуют все новых и новых уступок от палестинцев. И что?

Читайте также  "Не плачь, мама - я стал шахидом!"

Вот наш брат Абу Мазен (Махмуд Аббас, глава Палестинской национальной администрации, лидер светского движения ФАТХ — Ред.) шел по этому пути. Этот путь ему указывали американцы. Израильтяне тоже приветствовали его приход к власти в Палестине. И что Израиль сделал в помощь Абу Мазену? Да ничего! Израиль выставляет на торг только слова.

— Кстати, о помощи мусульманских стран. Вы подтверждаете информацию о том, что Иран пообещал в ходе вашего визита туда неделю назад материальную помощь палестинцам в размере 250 млн долларов?

— Иран во время того визита пообещал оказать помощь новому правительству и народу Палестины.

— Как раз во время нашего разговора, г-н Халед, правительство Израиля решает, как вести себя дальше с Россией в связи с тем, что она не отказывается от диалога с вашей организацией. Как вы оцениваете это?

— Это дешевый шантаж в отношении России и других государств. Это неприемлемо. Россия заняла смелую позицию, и, думаю, не поддастся этому шантажу. Россия действует в своих интересах и в интересах мира на Ближнем Востоке.

— Израильтяне, кстати, говорят о связях ХАМАС с чеченскими сепаратистами. Это так?

— Израильтяне мутят воду. Они ловки на выдумки, и не надо верить этому. Проблема Палестины абсолютно не имеет ничего общего с чеченской проблемой, равно как и ни с какой другой. Да и вообще об этом со СМИ мы не разговариваем. Если российское руководство затронет эту тему, то с ним мы ее обсудим. Но только не надо поддаваться шантажу израильтян. Они хотят поставить Россию, великую страну, в неловкое положение. Россия не нуждается в ядовитых советах израильтян.

Израильтяне хотят оставить все, как есть, чтобы оккупация сохранилась. Израильтяне держат в тюрьмах палестинских заключенных, почти три тысячи человек. Израильтяне запрещают миру вести диалог с ХАМАС. Нельзя, чтобы все государства выстраивали свои позиции в соответствии с пожеланиями Израиля. На Ближнем Востоке сейчас новые реалии — ХАМАС стоит у власти в Палестине. Таков был выбор палестинского народа, и международное сообщество должно уважать этот выбор. Успех ХАМАС — это шанс. Пришло время расшевелить это болото на Ближнем Востоке. Если, конечно, международное сообщество хочет мира в регионе. А если нет — то палестинцы не откажутся от своих прав и будут вынуждены их защищать.

Юридическая защита иностранца во Франции

WildWeb

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика